Понемногу сформировалось понимание что такое цигун
Система накопления и управления внутренней силой, энергией - и есть цигун ("ци" - энергия, "гун" - управление). Это специализированные физические и дыхательные упражнения, имеющими в свей основе мировосприятие, изложенное древними даосскими мудрецами Лао-цзы и Чжуан-цзы, а также мудрость дзен - еще одна духовная дисциплина, выросшая на китайской земле из индийского буддизма и даосизма.
По мнению Яна Цзюньмина, мастера ушу и цигуна стиля Тайцзицюань, а также оздоровительных практик,
"Историю китайского цигуна можно приблизительно разделить на четыре периода.
Сведений о начальном периоде весьма немного. Считается, что он начался около 1122г. до н.э. - тогда же, когда появился "И Цзин" (Книга перемен), - и продолжался до начала династии Хань (206г. до н.э.), когда китайцы позаимствовали у индийцев буддизм и соответствующие медитативные практики.
Благодаря этому заимствованию цигун и медитация перешли ко второму периоду своего развития - периоду религиозного цигун. Он длился до конца династии Лян (502-557гг. н.э.), когда китайцы обнаружили, что цигун можно применять в боевых целях.
То было начало третьего периода, периода боевого цигун. На основе теорий и фундаментальных принципов буддийского и даосского цигун были созданы многочисленные боевые стили цигун. Третий период продолжался до свержение цинской династии;
после этого начинается новый, четвертый этап истории цигун, в котором исконно китайская система тренировок постепенно смешивается с техниками цигун из Индии, Японии и других стран мира." (Ян Цзюньмин, "Корни китайского цигун. Секреты успешной практики")
До недавнего времни практика цигун, как правило, держалась в тайне. Особенно это касалось боевых искусств (ушу) и религиозных практик даосов и дзен-буддистов.
Считается, что термин "цигун" стал популярен не так давно, в 40х-50х годах ХХ века. И что этому в немалой степени способствовала заинтересованность правительства КНР в разработке государственной программы оздоровления своего народа, успешно стартовавшая в 50х годах прошлого столетия, основой для которой послужил опыт носителей даосских традиций.
Здесь уместен небольшой исторический экскурс и в термин "ушу". Вот цитата из великолепной книги "Традиции воинских школ ушу" В.Малявина:
" Когда мы обращаемся к традиции ушу в Китае, желая определить ее предмет, ее историю и отличительные особенности, мы сталкиваемся прежде всего с отсутствием в европейских языках понятий, пригодных для обозначения практики ушу. Более того, такого понятия нет даже в современном китайском языке. Общеупотребительный нынче термин «ушу», что значит буквально «воинские искусства», вошел в обиход сравнительно поздно — лишь в период существования КНР.
В гоминьдановском Китае (т. е. в 20-40-х гг. XX в.) был принят термин «гошу» — «государственное искусство», созданный, вероятно, в подражание и одновременно в пику японцам, которые свою национальную борьбу сумо называли «государственным спортом». В старой же китайской литературе мы обычно встречаем выражение «цюань-шу», т. е. «кулачное искусство» или, лучше сказать, «искусство Кулака», поскольку самое понятие «кулак» служило в традиции ушу обозначением всей совокупности практики ушу и сопутствующего этой практике духовного опыта.
Наконец, среди китайцев Гонконга и Юго-Восточной Азии, а также на Западе распространен термин «гунфу», который традиционно обозначал различные виды религиозного подвижничества, духовного совершенства и, как следствие, те или иные «чудесные» способности последователей даосизма и буддизма."
А вот еще одно, не менее интересное наблюдение другого выдающегося синолога - доктора исторических наук профессора ВШЭ А.Маслова (из книги "Танцующий феникс: тайны внутренних школ ушу":
"Определить, что такое ушу, довольно сложно. Если на Западе ушу воспринимается либо как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то для Китая это нечто большее. В разные периоды истории относили к ушу методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативная и духовная практика, народные праздничные ритуалы, цирковое представление и танцы в подражание животным, даже дыхательная гимнастика. Но самое главное, во все времена ушу воспринималось как «чудесное и утонченное», как «сокровенное искусство» (мяо и, сюань шу ). Оно реализовывалось в «одухотворенном ударе» (шэнь цюань ), оно даровало «истинное мастерство» (чжэнь гунфу ), «благую мощь» (дэ ). Несложно заметить, что все это как бы намекает нам на некий священный, «от Неба данный характер» ушу. Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят: «упражняться в достижении мастерства» (лянь гун ), в противоположность спортивным секциям, где просто «тренируются». Все это лишь подтверждает связь традиции ушу с духовными и религиозными системами.
Ушу послужило истоком и одновременно матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы «праформу» японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остается фактом — даже в таком «чисто японском» виде боевых искусств, как каратэ, в первое время многие названия приемов и комплексов были китайскими."