Занятия могут проходить в группах либо индивидуально. Самый эффективный - комплексный подход:
- подбор упражнений на индивидуальных занятиях с периодической сменой состава упражнений в зависимости от состояния организма;
- самостоятельная проработка их дома;
- посещение групповых занятий.
По сути понятие "йогатерапия" служит лишь для более внятного разделения занимающихся по степени их подготовки и с учетом возможностей.
Следование подлинной основе йоге само по себе уже терапевтично, поскольку это глубокая мудрая система по самосовершенствованию или развитию сознания. Самосовершенствование без здорового тела не вполне совершенствование. Словно в подтверждение этому в йоге присутствуют этические основы, которые, как прелюдия к будущей глубине, призывают включить сознание, дабы не навредить, и задать себе вопрос: а готов ли ты?
Эти основы изложены в 2х первых ступенях йоги как восьмеричной системы:
1. яма (своего рода моральные принципы):
- ахимса - отказ от насилия;
- сатья - отказ от лжи, прежде всего, самообмана;
- астейя - отказ от обладания тем, что вам не принадлежит;
- апариграха - ненакопительство;
- брахмачарья - отказ от потакания своим страстям, чувственным сексуальным желаниям и слабостям.
2. нияма (нравственные принципы):
- шауча - чистота сознания и тела;
- тапас - постоянна упорная тренировка, аскетизм;
- сантоша - удовлетворенность тем, что у тебя уже есть;
- свадхьяя - самообразование;
- ишвара пранидхана - посвящение заслуг Всевышнему.
Выполнение вьяям (упражнений) и асан - это третья ступень йоги. Приступать у ней ученик может после прохождения первых двух. Кроме того, на какой ступени бы ни находился ученик, все остальные ступени постоянно должны быть в фокусе внимания ученика. Например, ты приступил к осваиванию ширшасаны (стойки на голове). Ответил ли ты перед этим себе на вопросы: зачем? позволяет ли тебе делать это твой шейный отдел позвоночника? артериальное давление? внутричерепное давление? или научиться стоять на голове тебе важно для подпитки чувства собственной важности? и тогда это будет нарушением принципов ямы (самообманом и потаканием своим страстям).
:-)
Безусловно, эти яма и нияма, моральные и нравственные принципы, тоже должны быть уместны в своем применении. Например, насколько и в каких случаях уместен аскетизм, как проявление тапаса? будет ли разумным категоричность - уход из социальной жизни "в пещеры" для практики йоги, как это было принято на родине йоги, в Индии, в буквальном смысле слова? Хотя так называемые ретриты, то есть, уединения для духовной практики на какой-либо ограниченный период времени, действуют очень благотворно. Например, три дня, две недели или месяц - в тиши природного ландшафта, вне городского шума с практикой упражнений и медитации - прекрасный способ "перезагрузки".
То есть, как называются занятия - йога или йогатерапия - не столь важно. Важен разумный уместный подход в соответствии с обстоятельствами и целью.
По большому счету, приступать к асанам следует постепенно, уделяя львиную долю внимания упражнениям общей физической подготовки, суставной гимнастики и лечебной физкультуры. И лучше, если "вход в практику" будет сопровождаться медицинским заключением с основными медицинскими показателями, на основании которых оно выполнено. Это работает как точка отсчета, очень способствующая эффективности практики.
Более того, существенно ускоряет эффект традиция ведения дневника "Как воздействует практика на мое тело и психику" с регулярными отметками о самочувствии, об эмоциональных впечатлениях, с выводами, предположениями. Такой дневник я начала вести далеко не сразу, практикуя йогу, о чем пожалела, когда почувствовала мощное и не всегда благоприятное воздействие практики. Неблагоприятным может быть любая самая благоприятная практика в силу неопытности и неосознанности. Откорректировать ее, сделать благоприятной, как раз и помогает анализ собственных наблюдений в виде записей в дневнике. Еще одна причина для ведения такого дневника: если записывать состав основных упражнений, постепенно сформируется логика их воздействия на тело, исходя из собственного ценного опыта. Это очень хорошая помощь в коррекции состава упражнений в дальнейшем, так как в основе будет уже не принцип "пальцем в небо", а осознанный поступательный подход. И еще одна причина: сам процесс наблюдения за собственным внутренним и внешним продвижением - прекрасный психотерапевтический тренинг саморазвития. Психологи это подтвердят. :-)
О йоге уже написано довольно много, возможно, эту статью не следует перегружать информацией. А вот в процессе практики потребность знакомства с литературой о йоге проявится сама. Часть значимых источников упомянуты здесь, на сайте, в рубрике: